Xадисы
Меню сайта

Категории статей
Мои статьи [15]

Форма входа

Поиск по статьям


» Каталог статей » Мои статьи
Выплачиваете ли вы закят с хадисов?

Выплачиваете ли вы закят с хадисов?
Бишра ибн аль-Хариса попросили: «Расскажи нам (что-нибудь)». Он спросил: «Выплачиваете ли вы закят с хадисов?». «А разве с хадисов выплачивается закят?!» – спросили его. Он ответил: «Да. Если вы услышите хадис и (узнаете) из него о (каком-нибудь) деле, молитве или словах прославления Аллаха (тасбих), то выполняйте».

Когда имама Ахмада спросили о человеке, который записывает хадисы и (собирает их) в большом количестве, он сказал: «Чем больше он их соберет, тем больше он должен использовать их на деле». Затем добавил: «Знание схоже с богатством: чем больше богатство, тем больше с него выплачивается закят».
Ас-Саффарини в «Гиза аль-альбаб» (1/37) после слов поэта

«И вверено мне знанье о хадисах на хранение,
И я им щедро одарю людей,
Я правый путь им укажу,
И для себя найду дорогу правды»,

сказал: «и для себя найду дорогу правды». Это означает: я смогу найти верный путь и для себя, ведь я не жалею своего знания для других, а знание увеличивается, когда из него расходуют. Как сказал имам Али, да будет доволен им Аллах: «Каждый раз, когда знающий одаривает своим знанием людей и расходует из него, для него пробиваются новые источники знания, и оно увеличивается, крепнет и проясняется. И, обучая других, он заучивает наизусть знание, полученное им ранее, и приобретает новое. И, быть может, какой-то вопрос остается для него неясным и имеет лишь внешние очертания. Когда же он говорит об этом и обучает других, эта проблема проясняется, на нее проливается свет, и ему открываются новые знания. Кроме того, награда дается соразмерно деяниям. Подобно тому, как он обучает людей и выводит их из (мрака) невежества, так же вознаграждает его и Аллах, давая ему знание и выводя его из (мрака) его невежества. В «Сахих Муслим»[90] передается со слов ‘Ийада ибн Химара, что пророк, , в большом хадисе сказал:
«И поистине, Аллах сказал мне: «Расходуй, и Я буду расходовать на тебя».[ 1]

Знай, что закят со знания выплачивается двумя способами:
первый – обучение. И Аллах, хвала Ему и Он превыше всего, увеличивает тем самым знание обучающего и приумножает его;

второй – воплощение знания в делах. Это также его увеличивает, приумножает и открывает перед его обладателем врата знания и его секреты.

Поспеши же, искатель знания! «Выплачивай закят со знания, открыто говоря правду, побуждая к одобряемым шариатом поступкам и удерживая от порицаемых, различая между пользой и вредом, распространяя знание, желая принести пользу, жертвуя высоким положением, заступаясь за мусульман всегда: и в трудности, и в благоденствии.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк сказал:
«Когда человек умирает, награда за (все) дела его, кроме трех, прекращается: (он продолжает получать ее) только за непрерывную садаку (садака джарийя)[ 2], или за знание, которое приносит пользу людям, или за праведного сына, который станет обращаться к Аллаха с мольбами за него»[ 3].

Некоторые из знающих людей говорят: «Эти три вещи могут сочетаться только в ученом, одаривающем своим знанием других. Его обучение – это милостыня, которой пользуются люди, а получающий эту милостыню становится для него как сын, потому что учится у него».

Знание занимает почетное место, оно увеличивается, когда из него расходуют, и уменьшается, когда его жалеют, его беда – утаивание.

И пусть утверждения о порочности нашего времени, преобладании нечестивых и малой пользе даваемых наставлений не мешают тебе исполнять свой долг и увещевать. Когда же ты будешь это делать, нечестивцы будут предлагать тебе чистое золото, чтобы ты молчал, желая покончить с добродетелью и поднять знамя порока».[ 4]

Одалживание книг

Аль-Хатиб аль-Багдади написал несколько глав в книге «Аль-Джами‘», посвященных теме одалживания книг, включил в них занимательные рассказы и стихи и назвал[ 5] «Глава о побуждении одалживать книги и о порицании тех, кто выбрал путь скупости и отказа».

Затем он приводит слова Ваки‘а: «Первым благословением хадиса является одалживание книг».
Абу аль-‘Атахию один из его братьев попросил: «Одолжи мне такую-то и такую-то тетрадь». На что он ответил: «Я не люблю одалживать тетради». Тогда он ему сказал: «А разве ты не знаешь, что благородные поступки совершаются против воли?!»

Затем аль-Хатиб написал другую главу с противоположным смыслом и назвал ее «Неприемлемость задержки возврата книги ее владельцу». А также он написал третью главу, назвав ее «Благодарность человека тому, у кого он одолжил книгу».

Некоторые из предшественников называли задержку возврата книги ее владельцу «воровством книг», а другие говорили: «Воровать страницы знания все равно, что воровать динары и дирхемы».

[ 1] Т.е. дари людям знание, и Я подарю тебе больше
[ 2] Имеется в виду все то, что продолжает приносить пользу людям и после смерти человека. Например, за то, что человек оставляет в наследство в качестве вакфа, то есть, имущества, завещаемого на благотворительные цели, и за другие подобные вещи.

[ 3] Муслим. Хадис № 1631.

[ 4] Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 51, 52.

[ 5] См.: «Аш-Шихаб аль-лами‘», с. 69 – 71

Российский Фонд Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим
Шейх Д. Ибн Раджаб Шихабуддин
Уникальное пособие для ищущего знания

Категория: Мои статьи | Добавил: Xadis (2006-03-08)
Просмотров: 1943 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный хостинг uCoz