Способы совершения молитвы «Витр» Каков самый лучший способ совершения молитвы «Витр»? Ответ: Хвала Аллаху! Молитва «Витр» является одним из величайших актов поклонения, приближающих человека ко Всевышнему Аллаху, так, что даже некоторые ученые – преимущественно Ханафиты – считали её одной из обязательных молитв. Достоверно же то, что эта молитва является «Сунной муаккада» («утвержденной Сунной»), регулярно придерживаться которой следует каждому мусульманину,и нежелательно оставление её. Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Кто оставит «Витр», тот является плохим человеком, чьё свидетельство не должно приниматься». Это указывает на прочность позиции, которую занимает молитва среди остальных видов поклонения. Мы можем кратко изложить способы совершения «витра» в следующих пунктах: Время её: Начинается со времени совершения человеком ночной молитвы (Иша), даже если она и была объединена с вечерней молитвой (во время Магриба) и вплоть до наступления рассвета. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Поистине Аллах даровал вам молитву, и это – Витр. И предписал совершать его между молитвой «Иша» и вплоть до наступления рассвета». Хадис привел Тирмизи (425). Аль-Албани охарактеризовал его достоверным в «Сахих аль-Тирмизи». Что лучше - совершать эту молитву в начале времени её наступления или же отложить её? В Сунне указывается, что если кто-то пожелает совершить молитву в конце ночи, то лучшим для него является отложение витра к этому времени, ибо молитва в конце ночи является наилучшей и у неё есть свидетели. Кто же боится, что не сможет подняться на молитву в конце ночи, тому следует совершить витр до того, как он отправится спать, ибо согласно хадису от Джабира (да будет доволен им Аллах) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: « Пусть тот, кто опасается, что не сможет проснуться в конце ночи, совершит витр в начале её, а кто желает совершить витр в конце ночи, пусть так и сделает, ибо, поистине, молитва в конце ночи имеет свидетелей, и это лучше». (Муслим , 755) Навави писал: «Это – правильная точка зрения. Другие хадисы, где в общих чертах говорится об этой теме, должны быть рассмотрены в свете данного достоверного и ясного сообщения, к которым относится и следующий: «Мой друг (т.е. Аллах- Преславен Он и Велик) посоветовал мне не ложиться спать, не совершив витра». Это относится к тем, кто не уверен, что сможет проснуться в конце ночи, чтобы совершить витр». «Шарху Муслим» (3/277). Количество ракатов : Самое малое число ракатов молитвы витр - один ракат. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Витр – это один ракат в конце ночи». (Муслим, 752). Также он сказал: «(Во время) ночной молитвы (сначала совершают) два раката, (потом еще) два (и так далее), а если кто-нибудь из вас станет опасаться (наступления) утра, пусть совершит один ракат, что сделает (общее количество совершенных им ракатов) этой молитвы нечетным» (Аль-Бухари, 911 и Муслим, 749). И если человек сократит количество ракатов витра до одного, то он поступит согласно Сунне…Также Витр может состоять из трех, пяти, семи и девяти ракатов. Если витр состоит из трех ракатов, он может быть совершен двумя путями, предписанными Шариатом: Во-первых: Совершать их следует один за другим, произнеся в конце один ташахуд, согласно хадису от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не произносил слов таслима после двух ракатов витра». В другой её версии говорится: «Он совершал витр в 3 раката и садился лишь в последнем». (Нисаи, 3/234; Бейхаки, 3/31).В «Аль-Маджму (4/7) Навави пишет: «(Хадис) был передан Насаи с хорошим иснадом, а Бейхаки – с достоверным. Во-вторых: После двух ракатов следует произнести таслим и завершить витр совершением ещё одного раката. Как следует со слов от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), он отделял два раката витра от последнего таслимом и сообщил, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поступал таким же образом. Хадис был приведен Ибн Хиббаном (2435). Ибн Хаджар сообщил в «Фатхе» (2/482) о том, что иснад данного хадиса является «прочным» (гавыйй). Если же человек совершает витр, состоящий из пяти и семи ракатов, ему следует последовательно выполнить их все, завершив молитву произнесением лишь одного ташахуда и таслима, согласно хадису от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Посланник Aллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал по ночам тринадцать ракатов, из которых пять (приходились на) витр и садился лишь в конце их». (Муслим, 737).Передают со слов Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитву витр, (состоящую) из пяти и семи ракатов, которые не отделял друг от друга ни таслимом и ни (какими-либо) иными словами». (Ахмад, 6/290; Ан-Насаи, 17/4). Ан-Навави пишет: «Иснад его – хороший» («Аль-Фатх аль-Раббани», 2/297). Аль-Албани подтвердил достоверность данного хадиса в «Сахих аль-Насаи». Если же человек совершит витр, состоящий из девяти ракатов, то они должны быть выполнены нераздельно, садясь лишь после восьмого раката для произнесения ташахуда. Затем ему следует выполнить последний ракат и вновь произнести ташахуд и таслим в конце него" У Муслима (746) приводится хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах) о том, что: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал девять ракатов и садился лишь после восьмого раката, во время которого он поминал Аллаха, прославлял Его и обращался к Нему с молитвой. Затем Он поднимался, не произнеся таслима, стоя совершал девятый ракат и вновь садился, поминал Аллаха, прославлял Его и обращался к Нему с молитвой. Далее он произносил таслим, который мы могли расслышать». Если же совершать одиннадцать ракатов витра, то таслим произносится после каждого второго раката и завершается молитва одним лишь ракатом. Наименьшей и полной формой витра является совершение двух ракатов, после которых произносится таслим. Затем выполняется ещё один ракат и ещё один таслим. Разрешается объединить их все с произнесением одного таслима в конце молитвы. При этом, однако, допускается произнести лишь один ташахуд, а не два, как об этом было уже сказано. В первом ракате следует прочитать полностью суру «Всевышний» (87), во втором ракате - суру «Неверные» (109), а в третьем - суру «Очищение» (112). У Насаи приводится хадис (1729) от Убайй ибн Ка’ба о том, что: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) читал в молитве витр «Саббих исма раббикаль-А’ля», «Куль йа аййухаль – Кафирун» и « Куль хувАллаху Ахад». Аль-Албани подтвердил достоверность данного хадиса в «Сахихе Насаи». Все эти формы совершения витра упомянуты в Сунне. Лучше же всего для мусульманина не придерживаться лишь одной формы, а совершать один раз одну форму, а в следующий раз – другую и т.д. Таким образом, будет соблюдена вся Сунна. Аллаху ведомо лучше. islam.qa
|