Слово шайтан (мн. число — шайатын) есть производное фай'ал, от корня глагола шатана, означающего "он был или стал, либо удален от истины и милости Аллаха". Этот термин эквивалентен по своему значению словам "дьявол" или "демон", когда используется в неопределенной форме или во множественном числе, но с определенным артиклем "аль", термин относится к Дьяволу, т. е. Сатане.146 Из достоверных хадисов совершенно очевидно, что Шайтан — джинн, но не ангел. Когда некоторые аяты Корана рассматриваются по отдельности, то можно подумать, что он был ангелом. Однако, при изучении всей совокупности соответствующих аятов Корана следует непреложный вывод, что он был джинном. И на примере одного аята можно показать, что он был джинном: Мы создали вас, потом придали вам форму, потом сказали ангелам: "Поклонитесь Адаму!" — и поклонились они, кроме Иблиса; он не был из поклонившихся. Коран, 7:11 Вышеприведенный аят указывает на то, что Иблис147 (личное имя Шайтана)148 был среди ангелов. Может показаться, что он был ангелом, иначе приказ пасть ниц не был бы обращен к нему, и он не был бы не прав в том, что не повиновался ему.149 Некоторые ученые придерживаются взгляда, что Сатана — ангел. Аль-Куртуби150 сказал: "Это мнение большинства ученых, таких как Ибн 'Аббас (ум. 688 г. н. э.) и Ибн Мас'уд (ум. 654 г. н. э.) (из сподвижников Пророка), Ибн Джурайдж151, Саид ибн Аль-Мусайиб152, Катада153 и другие. Это был выбор Абу-ль-Хасана Аль-Аш'ари154, Ибн Кудамы155 и ведущих ученых маликитской школы. Ат-Табари156 поддерживал его (предпочитая противоположному взгляду), и Аль-Багави157 сказал, что это позиция большинства толкователей. Это также очевидный смысл аята: И пали ниц ангелы, кроме Иблиса, — он возгордился и оказался неверным. Коран, 38:73,74158 Однако, когда Иблис был спрошен — почему он не поклонился, он ответил, что он лучше чем Адам: Он (Аллах) сказал: "Что удержало тебя от того, чтобы поклониться, раз Я приказал тебе?" Он сказал: "Я — лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины". Коран, 7:12 Причина, по которой он предпочел себя была в том, что он был сотворен из огня. Так как ангелы сотворены из света, как передавалось от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а джинны — из огня, то это оправдание превосходства, со стороны Шайтана, подразумевает, что был джинном, а не ангелом. Ибн Кясир сказал: "Когда Всемогущий Аллах приказал ангелам пасть ниц перед Адамом, то повеление было обращено и к Иблису, хотя он и не был одного с ними происхождения, потому что он был среди них и участвовал в их делах. Поэтому повеление было также обращено и к нему и он был проклят за неповиновение этому приказу".159 Аз-Замахшари160 сказал: "Повеление относилось и к нему, хотя оно было обращено к ангелам, потому что Иблис был вместе с ними и он поклонялся Аллаху Всемогущему также, как поклонялись Ему они. Когда им было приказано пасть ниц перед Адамом и они склонились в его честь, то было даже более уместно, чтобы склонился джинн (Иблис)".161 Кроме того, коранические тексты, приведенные в предыдущих главах показывают, что ангелы не имеют свободы воли, но делают то, что повелел им Аллах. Можно привести иной аят, который освещает вопрос в совершенно однозначных выражениях: И вот Мы сказали ангелам: "Поклонитесь Адаму!" И поклонились они, кроме Иблиса. Был он из джиннов и совратился с пути Господа своего. Неужели вы возьмете его и его потомство защитниками вместо Меня? Они для вас — враги". Коран, 18:50 Аш-Шанкити162 сказал: "Очевидный смысл (аята) показывает, что причина его непокорности повелению своего Господа была в его сущности джинна. Ибо в основных правилах коранического толкования при обращении к ясному тексту установлен принцип, что фа (тогда, поэтому, потому что, так) — среди тех соединительных частиц, которые указывают "причину"... Например, в высказывании Всемогущего Аллаха: "Вору и воровке (фа) отсекайте их руки...". (5:38). То есть их руки должны быть отсечены из-за их воровства.163 ...Его (Иблиса) непокорность имела причиной его сущность джинна: "Был он из джиннов и (фа — потому) совратился с пути Господа своего". Это и есть та характеристика, которая отличает его от ангелов. Они все — покорны повелениям, а он — нет".164 Мнение Ибн Хаджара Аль-Хайсами165: "Очевидно, что доказательство (того, что Иблис — джинн) основанное на фразе: "Был он из джиннов..." — сильнее, чем доказательство того, что он ангел, основанного на исключении ["они (ангелы) пали ниц перед ним, КРОМЕ Иблиса"], потому что (в арабском языке) исключение часто встречается в нарушенной (мункати) форме166, как в высказывании Всемогущего: Сказал он (Ибрахим): "А присмотрелись ли вы к тому, чему вы поклоняетесь, вы и ваши древние отцы? Ведь они — враги мне, кроме Владыки миров, Который меня создал, и Он ведет меня по прямому пути...". Коран, 26:75-78 Здесь "Владыка миров" — не из тех, что упомянуты ранее (т. е. группа, из которой Он исключен)".167 Также некоторые комментаторы указывали, что аят, приведенный выше (18:50) упоминает и потомство Шайтана, в то время как ангелы — существа бесполые, не порождающие потомства.168 В отношении распространенного среди некоторых толкователей мнения, что Иблис был ангелом, Аш-Шанкити сказал: "То, что приписывается некоторыми толкователями многим из ранних ученых, таким как Ибн 'Аббас и другие, в отношении того, что он (Иблис) был из благороднейшей группы ангелов, хранителей рая, что он был назначен на ближайшее небо, и что его имя было Азазель169, — все это происходит из иудейских источников (исра'илийа), которые ненадежны".170 Таким образом, наиболее правильное мнение в том, что Иблис находился среди ангелов, но не был одним из них. Как случилось так, что он находился среди них — разъясняется во многих сомнительных повествованиях, приписываемых сподвижникам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и их ученикам.171 Был или нет Шайтан предком всех джиннов, как Адам был предком всего человечества, также было предметом споров среди некоторых мусульманских ученых. Некоторые считали, что он — один из джиннов и не их предок. Кроме того, подобно Каину, бывшему первым злосчастным человеком, они рассматривали Шайтана — первым злосчастным джинном, из-за его неповиновения повелению Аллаха — поклониться Адаму.172 Следующий аят приводился как доказательство в поддержку этого взгляда: И вот Мы сказали ангелам: "Поклонитесь Адаму!" И поклонились они, кроме Иблиса. Был он из джиннов... Коран, 18:50 Очевидный смысл этого аята подразумевает, что Шайтан был только одним из них и не первым среди них.173 Другой взгляд был выражен Аль-Хасаном Аль-Басри в его толковании фразы из вышеупомянутого аята: "Был он из джиннов...". Он сказал: "Иблис не был одним из ангелов, ни на мгновение ока. Он был предком джиннов, также как Адам был предком людей".174 Этого взгляда также придерживался Ибн Таймийа.175 Однако, в отношении вопроса — был или нет Шайтан в действительности, предком джиннов, — удовлетворительного доказательства в Коране и Сунне, чтобы предпочесть одно мнение другому, — нет. ------------------------------------------ -------------------------------------- 146 см. арабско-русский словарь. 147 Иблис - происходит от абласа, что значит "отчаявшийся или потерявший надежду на милость Аллаха". Однако, отдельные филологи считали, что это имя - иноязычного происхождения. И востоковеды считали это имя - искаженным от греческого диаболос (клеветник или обвинитель). (Краткая энциклопедия Ислама, с. 145, Энциклопедия Британника, т. 6, с. 216). 148 Краткая энциклопедия Ислама, с. 145. 149 Это мнение приписывалось Ибн 'Аббасу, Ибн Мас'уду и другим сподвижникам в многочисленных повествованиях, описывающих жизнь Иблиса среди ангелов до неповиновения Аллаху. Например, они приводили высказывание: "Когда Аллах завершил творение, которое Он желал и вознесся над троном, Он назначил Иблиса над ангелами ближнего неба. Он был из племени ангелов, называвшегося "джинн", потому что они были хранителями Джанна (рая)". (Аль-бидайа уа-н-нихайа, т. 1, с. 55 и Ахкам аль-джанн, с. 201,202). 150 Мухаммад ибн Ахмад Аль-Куртуби (ум. 1273). Родился в Кордове, но переехал в Египет. Один из величайших толкователей Корана. Он известен своим тафсиром, в котором он вывел законодательные нормы из аятов. Тафсир, опубликованный в 20 томах известен как Тафсир Аль-Куртуби, однако, сам он назвал его - Аль-джами' ли-ль-ахкам Аль-Кур'ан (Сборник коранических законов). (Аль-а'лям, т. 4, с. 322). 151 'Абду-ль-Малик ибн 'Абду-ль-'Азиз ибн Джурайдж (699-767 гг.). Мекканский правовед, был ведущим ученым Хиджаза в свое время и первым, кто писал работы по Исламу в Мекке. Хотя он родился в Мекке, он был вольноотпущенником византийского происхождения. (Аль-а'лям, т. 4, с. 160). 152 Саид ибн Аль-Мусайиб (634-713 гг.). Ведущий таби'и, был среди семи главных правоведов Медины. Ученый хадиса и правоведения и известный аскет. Он был также одним из лучших передатчиков суждений халифа 'Умара. (Аль-а'лям, т. 3, с. 102). 153 Катада ибн Ди'ама (680-736 гг.). Слепой от рождения, он был ведущим ученым хадиса своего времени в Басре. Он был также высоко почитаем как толкователь Корана и филолог. Умер в Васите от чумы. (Аль-а'лям, т. 5, с. 189). 154 Абу-ль-Хасан 'Али ибн Исмаил Аль-Аш'ари (874-935 гг.). Был известным теологом, родившимся в Басре. До 40 лет - ревностный приверженец му'тазилитского богослова, Аль-Джибба'и. Однако, его знакомство с хадисами открыло ему глаза на ошибки этой школы мысли. С тех пор он защищал воззрения ортодоксального Ислама от му'тазилитов и подготовил множество работ, опровергающих их взгляды. Количество его книг около 300. Наиболее значительные из опубликованных работ Аль-Ибана фи усуль ад-дийана и Макалят аль-ислямийин, каталог еретических движений, первая работа такого рода в исламской литературе. (Краткая энциклопедия Ислама, с. 46,47). 155 Абдулла ибн Мухаммад ибн Кудама (1146-1223 гг.). Родился в Палестине, стал одним из ведущих правоведов среди ученых ханбалитской школы правоведения. Его наиболее известные работы: Аль-Мугни в правоведении, Рауда ан-насир в научных основах права. (Аль-а'лям, т. 4, с. 66). 156 Абу Джа'фар Мухаммад ибн Джарир Ат-Табари (839-923 гг.). Арабский историк и толкователь, родился в Амуле, провинции Табаристана. В юные годы путешествовал в Багдад, Басру, Куфу, Сирию и Египет в поисках знания. Позднее он посвятил себя обучению и писательскому труду. Его великий комментарий Корана - Джами' аль-байан фи тафсир Аль-Кур'ан - самая ранняя существующая работа такого рода. Этот комментарий стал стандартом, которым пользовались более поздние комментаторы. Другая его работа - 12-томная история мира - Тарих аль-умам уа-ль-мулюк. (Краткая энциклопедия Ислама, с. 556,557). 157 Аль-Хусайн ибн Мас'уд Аль-Фарра' Аль-Багави (1044-1117 гг.) - из города в Хорасане между Мервом и Гератом, под названием Бага. Стал ведущим ученым правоведения, науки хадиса и тафсира. Его наиболее известные опубликованные работы - Шарх Ас-Сунна, 14-томное собрание Сунны и Анвар ат-танзиль уа асрар ат-та'уиль, 4-томное толкование Корана. (Аль-а'лям, т. 2, с. 259). 158 Аль-джами' ли-ль-ахкам Аль-Кур'ан, т. 1, с. 294. 159 Тафсиру Аль-Кур'ани-ль-Азым, т. 1, с. 117. 160 Махмуд ибн 'Умар ибн Мухаммад Аз-Замахшари (1075-1144 гг.). Один из великих ученых арабского языка и важный сторонник му'тазилитской доктрины. Родился в Хорезме, в Средней Азии. Позднее он путешествовал в Хорасан, Багдад и Мекку, где он жил некоторое время. Его книга Аль-муфассаль по арабской грамматике вызвала множество комментариев. Широко известен своим противоречивым комментарием Корана - Аль-Кашшаф, который во многом опровергал его му'тазилитскую позицию. (Сийар аль-а'лям ан-нубаля, т. 20, с. 151-156). 161 Аль-кашшаф 'ан хака'ик ат-танзиль, т. 2, с. 555. 162 Мухаммад Аль-Амин ибн Мухаммад Аль-Джакани Аш-Шанкити (ум. 1974 г.). Известный ученый и правовед маликитской школы у себя на родине, в Мавритании, преподавал тафсир в мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине и науку правоведения в Рийаде и Медине. Его книги широко используются в колледжах по шари'ату. Наиболее значительная из его работ - Адва' аль-байан ли тафсир Аль-Кур'ан би-ль-Кур'ан, толкование Корана. (Адва' аль-байан, т. 10, приложение, с. 18-55). 163 Адва' аль-байан, т. 4, с. 119. 164 Там же. 165 Ахмад ибн Мухаммад ибн Хаджар Аль-Хайсами (1504-1567 гг.). Был ведущим ученым Египта, преподавал в Аль-Азхар и скончался в Мекке. Написал множество работ в различных областях знания, среди них: Ас-сауа'ик аль-мухрика и Аль-фатауа аль-хадисийа. (Аль-а'лям, т. 1, с. 336). 166 Тип исключения, в котором исключаемый предмет - не входит в группу, из которой делается исключение. 167 Аль-фатауа аль-хадисийа, с. 125, см. также Рух аль-ма'ани, т. 1, с. 210. 168 Ахкам аль-джанн, с. 199-202. 169 См. также "Краткую энциклопедию Ислама", с. 143,144. 170 Адва' аль-байан, т. 4, с. 120,121. 171 Аль-бидайа уа-н-нихайа, т. 1, с. 56. 172 Аль-иман би-ль-маля'ика, с. 109. 173 'Алям аль-джинн уа-ш-шайатын, с. 18. 174 Джами' аль-байан, т. 1, с. 226. 175 См. Маджму' аль-фатауа, т. 4, с. 235. Автор: д-р Абу Амина Биляль Филипс Фрагменты работы д-ра Филипса, которая была представлена в качестве тезисов на соискания степени Ph.D. в Уэльском университете в 1993. В представленных фрагментах первого раздела книги на серьезном научном уровне рассматриваются ортодоксальные исламские воззрения на природу, взаимоотношения духовных существ: человека, ангелов, джиннов.
|