Учим Кур'ан
Меню сайта

Поиск по дневнику


» 2006 » Февраль » 19 » Учим Кур'ан :сура аль-Фатиха(открывающая Кур'ан 1:1-7)
Учим Кур'ан :сура аль-Фатиха(открывающая Кур'ан 1:1-7)

сура аль-Фатиха(открывающая Кур'ан1:1-7)

Прослушать Суру

http://quran.nu/ru/
1 بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِِ
БисмиЛляхи рРахмани рРахиим
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного

2 الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
аль-хамду ли Лляхи рабби ль-'алямиин
Хвала Аллаху, Господу миров,

3 الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
арРахмани рРахиим
Милостивому, Милосердному,

4 مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ
Малики яумид-диин
Властелину Дня воздаяния!

5 إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ
ийяка на`буду уа ийяка наста'ин
Тебе одному мы поклоняем­ся и Тебя одного молим о по­мощи.

6 اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ
ихдина сСырата-ль мустакым
Веди нас прямым путем,

7 صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ
غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ

Сырата ль-лязина ан-'амта 'алейхим
г`айри ль-маг`дуби 'алейхим Уа ля д-дааллиин .

путем тех, кого Ты облаго­детельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم1
2. الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
3. الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
4. مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ
5. إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ
6. اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ
7. صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ
غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ

1БисмиЛляхи рРахмани рРахиим
2аль-хамду ли Лляхи рабби ль-'алямиин
3арРахмани рРахиим
4Малики яумид-диин
5ийяка на`буду уа ийяка настаин
6ихдина сСырата-ль мустакым
7Сырата ль-лязина ан-'амта 'алейхим
г`айри ль-маг`дуби 'алейхим Уа ля д-дааллиин >

1. Во имя Аллаха, Милостиво­го, Милосердного!
2. Хвала Аллаху, Господу миров,
3. Милостивому, Милосердному,
4. Властелину Дня воздаяния!
5. Тебе одному мы поклоняем­ся и Тебя одного молим о по­мощи.
6. Веди нас прямым путем,
7. путем тех, кого Ты облаго­детельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.

******************************************

Толкование суры "аль-Фатиха"шейхом Абдур Рахманом Ас Са'ади.

(1) Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Это означает: я начинаю во имя Аллаха. Из лексического анализа этого словосочетания ясно, что подразумеваются все прекрасные имена Всевышнего Господа.
Аллах – одно из этих имен, означающее "Бог, Которого обожествляют и Которому поклоняются, Единственный, Кто заслуживает поклонения в силу Своих божественных качеств – качеств совершенства и безупречности".
Прекрасные имена Милостивый и Милосердный свидетельствуют о Его великом милосердии, объемлющем всякую вещь и всякую тварь. Милосердия Аллаха в полной мере будут удостоены Его богобоязненные рабы, которые следуют путем Божьих пророков и посланников. А все остальные творения получат лишь часть Божьей милости.
Следует знать, что все праведные богословы единодушно говорили о необходимости веры в Аллаха и Его божественные качества. Господь – Милостивый и Милосердный, т.е. обладает милосердием, которое проявляется на Его рабах. Все блага и щедроты являются одним из многочисленных проявлений Его милости и сострадания. То же самое можно сказать и об остальных именах Аллаха. Он всеведущ, т.е. обладает знанием обо всем сущем. Он всемогущ, т.е. обладает могуществом и властен над всякой тварью.

(2) Хвала Аллаху, Господу миров,
Это – слова восхваления Аллаха за совершенные качества и деяния, которые Он вершит либо по милости, либо по справедливости. Вся хвала принадлежит Ему, и Он достоин ее целиком и полностью. Он один господствует над всеми мирами. К этим мирам относится все сущее, кроме Самого Аллаха. Он сотворил Вселенную, обеспечил ее обитателей средствами к существованию и облагодетельствовал их великими щедротами, лишившись которых они не смогут просуществовать. Все блага, которыми облагодетельствованы творения, являются дарами Всевышнего Господа.
Господство Всевышнего Аллаха бывает двух видов: всеобщее и частное. Всеобщее господство выражается в том, что Он создает творения, ниспосылает им пропитание и указывает им верный путь, благодаря чему они могут благоустроить свою жизнь в этом мире. А частное господство проявляется в том, что Аллах воспитывает Своих возлюбленных рабов в духе набожности, помогает им обрести и усовершенствовать веру, защищает их от всего, что может сбить их с прямого пути и отдалить от Него. Сущность этого господства в том, что Аллах облегчает Своим рабам путь ко всякому добру и оберегает их от всякого зла. Возможно, именно поэтому пророки чаще всего в своих молитвах называли Аллаха своим Господом. Да и устремления этих людей были связаны исключительно с частным господством Всевышнего Аллаха.
В этом откровении Всевышний нарек себя Господом миров и тем самым подчеркнул, что Он один творит, управляет и одаряет благами. Он богат и не нуждается в своих творениях. Напротив, все творения нуждаются в Нем и всесторонне зависят от Него.

(3) Милостивому, Милосердному,
(4) Властелину Дня воздаяния!

Властелином называется Тот, Кто обладает царством и властью и в силу этого волен повелевать и запрещать, вознаграждать и наказывать, полновластно распоряжаться своими подчиненными. Кому же принадлежит подлинная власть, станет ясно в День воздаяния. Это – один из эпитетов Дня воскресения, когда люди получат воздаяние за свои благие и скверные деяния. Именно в тот день Божьи творения ясно увидят совершенство власти Аллаха, совершенство Его справедливости и мудрости. Они потеряют все, чем обладали ранее. Цари и подданные, рабы и свободные – все будут равны перед Господом, покорны Его величеству и смиренны перед Его могуществом. Они будут ожидать Его приговора, жаждать Его награды и страшиться Его возмездия. Вот почему Господь нарек себя Властелином Дня воздаяния, хотя Его власть и распространяется на все времена.

(5) Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи.
Это означает: мы поклоняемся только Тебе одному и только Тебя молим о помощи. В соответствие с грамматикой арабского языка, если местоимение стоит перед глаголом, то действие совершается только в отношении упомянутого лица и никого более. Поэтому обсуждаемое нами откровение имеет следующий смысл: мы поклоняемся Тебе и не поклоняемся никому иному, и мы взываем о помощи к Тебе и не взываем о помощи ни к кому иному.
Поклонение упомянуто прежде, чем мольба о помощи, и подобный оборот является примером включения частного в общее, потому что при перечислении общее принято упоминать раньше частного. Наряду с этим такая последовательность слов указывает на то, что право Всевышнего Аллаха превыше права Его рабов.
Поклонение – это понятие, охватывающее все слова и деяния, совершаемые как душой, так и телом, которые Аллах любит и одобряет. Мольба о помощи – это обращение к Всевышнему Аллаху с просьбой одарить добром и уберечь от зла, проникнутое верой в то, что это непременно сбудется.
Именно поклонение и мольба о помощи являются верным способом обретения вечного счастья и избавления от всякого зла. Помимо этого нет иного пути к спасению. Вот почему очень важно знать, что поклонение обретает свой подлинный смысл лишь тогда, когда совершается ради Аллаха в полном соответствии с наставлениями Его посланника, r. Без выполнения этих двух условий немыслимо никакое поклонение.
Несмотря на то, что мольба о помощи является одной из форм поклонения, Всевышний Аллах упомянул о ней отдельно, потому что при совершении любого обряда раб Аллаха нуждается в помощи своего Господа. Без Его помощи человек никогда не сможет исправно выполнять Божьи веления и избегать грехов.

(6) Веди нас прямым путем,
Это означает: покажи нам прямой путь, направь на него и помоги следовать им. Этот ясный путь ведет к Аллаху и заканчивается в Раю, а пройти по нему может только тот, кто познает истину и руководствуется ею в делах.
Это также означает: приведи нас к прямому пути и проведи нас по нему. Первое подразумевает обращение в ислам и отречение от всех других вероисповеданий, а второе – изучение законов религии и претворение их в жизнь на практике. Эта молитва является одной из самых полезных, глубоких и всесторонних молитв в исламе. Аллах обязал людей взывать к Нему этими словами в каждом ракате намаза, потому что каждый человек нуждается в Божьей помощи.

(7) путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.
Прямой путь – это путь пророков, правдивых верующих, павших мучеников и праведников, которых облагодетельствовал Всевышний Аллах. Это – не путь тех, что попали под Его гнев, потому что узрели истину, но отвернулись от нее. Именно эта участь постигла иудеев и им подобных. И это – не путь заблудших, которые отвернулись от истины по причине своего невежества и заблуждения, подобно христианам и им подобным.
Несмотря на свою лаконичность, эта сура содержит в себе то, чего нет ни в одной другой коранической суре. В ней отражены три составляющие единобожия. Вера в господство одного Аллаха сформулирована в словах "Господу миров". Вера в то, что только Аллах достоин поклонения, выражается в самом имени "Аллах" и в словах "Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи". А вера в то, что только Аллах обладает прекрасными именами и совершенными качествами, вытекает из слов "хвала Аллаху", о чем уже говорилось ранее. Эта составляющая единобожия подразумевает веру во все имена и качества Всевышнего Аллаха, которыми Он сам описал Себя и которыми Его описал Пророк Мухаммад. При этом божественные качества нельзя лишать их истинного смысла и уподоблять качествам творений.
В этой суре также содержится доказательство истинности пророческой миссии Мухаммада, которое выражено в словах "Веди нас прямым путем". Поистине, это было бы невозможно, если бы не было пророческого послания.
В словах "Властелину Дня воздаяния" содержится указание на то, что люди непременно получат воздаяние за содеянное. Это воздаяние будет справедливым, потому что слово "дин" ("воздаяние") подразумевает именно справедливое возмездие.
Эта сура также изобличает ошибочность воззрений кадаритов и джабритов, поскольку в ней утверждается, что все сущее происходит согласно предопределению Аллаха, несмотря на то, что люди обладают правом выбора. Более того, в ней опровергаются воззрения всех приверженцев еретических и заблудших течений, ибо слова "веди нас прямым путем" побуждают мусульман познавать истину и руководствоваться ею в делах. Что же касается приверженцев ереси, религиозных новшеств и заблуждения, то каждый из них непременно отворачивается от прямого руководства.
Наряду с этим в этой суре содержится призыв к искреннему служению Всевышнему Аллаху и обращению за помощью только к Нему. В этом состоит смысл слов "Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи". Хвала же надлежит Аллаху, Господу миров!

*******************************

Хамуд ибн Абдуллах аль-Матар
ФАТИХА" ("ОТКРЫВАЮЩАЯ")
Ибн Аббас рассказывал: "В то время, когда Джабраил сидел рядом с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), он услышал звук сверху и, подняв голову, произнес: "Это дверь из небес открылась, которая не открывалась никогда, а только сегодня". И спустился из нее ангел, и он произнес: "Это ангел спустился на землю, который не спускался никогда, а только сегодня". И, поприветствовав, ангел сказал: "Возвещай двумя светочами, которые тебе ниспосланы и никакому пророку до тебя – "Фатиха" Корана и конец суры "Корова", никогда не прочтешь ни буквы из них, кроме как в предоставленных тебе."
Абу Сайд ибн аль-Маъла рассказывал: "Когда я молился, меня позвал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), и я не ответил ему. Я сказал: "О, Посланник Аллаха, потому как я молился". Он сказал: "Разве не говорит Аллах: {Слушайтесь Аллаха и Его Посланника, когда он вас призовет}." Потом он сказал: "Разве не научу я тебя величайшей суре Корана перед тем, как ты выйдешь из мечети?" Затем взял мою руку, и, когда мы захотели выйти, я напомнил: "О, Посланник Аллаха, поистине ты сказал, что обязательно научишь меня величайшей суре Корана." Он сказал: {Хвала Аллаху, Господу миров}, это первая сура Корана и благородный Коран, который мне ниспослан".
И дядя Хариджа ибн ас-Салта рассказывал, что когда он проходил мимо племени, ему сказали: "Истинно, ты пришел с добром от Этого Человека. Сними заклятие с одного нашего соплеменника!" И привели его к человеку, находящемуся в путах слабоумия. И отчитывал он его первой сурой Корана три дня по утрам и вечерам и всякий раз, заканчивая, сплевывал, и после того с больного словно бы пали оковы. Они за это дали ему что-то. Он пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и рассказал ему. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Ешь, и клянусь тем, кто съел за ложное заклинание, что ты уже съел за истинное излечивание."
Ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) также рассказывал, как группа сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) проезжала мимо Маа и перед ними возник один из жителей Маа, который спросил: "Нет ли среди вас излечивающего чтением? У нас в Маа есть ужаленный человек." После чего один из группы отправился за ним и прочел суру "аль-Фатиха" тому, кому надо было, и тот поправился, читавший Коран принес врученного ему барана к своим спутникам. Однако те не пожелали этого, сказав: "Ты взял за Книгу Аллаха вознаграждение". Придя в Медину, они сообщили: "О, Посланник Аллаха, он взял за Коран вознаграждение", на что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Истинно, самое достойное из того, за что вы взяли вознаграждение, – это Книга Аллаха."
Абу Хурайра сказал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Кто совершит молитву, не прочитав в ней Первой суры Корана, тот не выполнит главную часть молитвы". Он повторил это три раза и добавил, что такая молитва будет несовершенной. Абу Хурайре возразили: "Мы же будем за Имамом", на что он ответил: "Читай ее себе, истинно, я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Всевышний Аллах сказал: "Я поделил молитву между Мной и Моим рабом на две половины, и рабу Моему достанется то, что он просит. И если раб скажет – хвала Аллаху, Господу миров. Всевышний Аллах скажет – Меня восхвалил Мой раб. А если он скажет – Милостивому, Милосердному, Всевышний Аллах скажет – Мне воздал хвалу Мой раб. А если он скажет -Владыка Судного Дня, Он скажет – Меня превознес Мой раб. И если скажет – Тебе мы поклоняемся и у Тебя просим помощи, Он скажет – это делится между Мной и Моим рабом, и рабу Моему дано будет то, что он просит. И если скажет – Веди нас правильным путем, путем тех, кому Ты оказывал благодеяния, не тех, на кого Ты гневался и не заблудших. Он скажет, что это – Моему рабу, и рабу Моему дано будет то, что он просит."
Абу ибн Кааб сказал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал слова Всевышнего: "Не ниспослал Аллах ни в Торе, ни в Евангелии ничего подобного Первой суре Корана и это -семь стихов Корана, и они поделены между Мной и между Моим рабом, и рабу Моему дано будет то, что он просит."

**************************
Понимание концепций, заложенных в суре Аль-Фатиха
Комментарий Мухаммада Ат-Тамими
(1) Хвала Аллаху, Господу миров.
(2) Милостивому, Милосердному (к Своим рабам)
(3) Властителю дня Суда!

Эти три аята содержат три вопроса:

В первом аяте - любовь к Аллаху, Который является Подателем милости и благоволения. И подателя любят в соответствии с дарованными им милостями. Любовь сама по себе бывает четырех типов:

1. любовь, влекущая за собой ширк, и они (впавшие в такую любовь) - те, о ком Аллах сказал: "Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху (идолов) и любят их так же, как любят Аллаха…" - вплоть до Его слов: "… не спасутся они от адского пламени". (Аль-Бакара, 2:165-167).

2. любовь ко лжи и ее людям, и ненависть к истине и ее людям, и это - характеристика лицемеров,

3. естественная любовь, и это - любовь к имуществу, потомству. И когда она не отклоняет человека от повиновения Аллаху и не ведет к нарушению запретов Аллаха, тогда она - дозволена.

4. любовь к людям таухида и неприязнь к людям ширка, и это сильнейшее из укреплений имана, и величайшее из того, чем поклоняются Аллаху.

Во втором стихе есть надежда (раджа').

А в третьем стихе - страх (хауф).

"Тебе мы поклоняемся", означает: Я поклоняюсь Тебе, о Господь тем, что предшествовало из этих трех (аятов), с любовью к Тебе, надеждой на Тебя и страшась Тебя. Следовательно, эти три (вещи) - столпы (аркан) поклонения, и обращение их к иному, помимо Аллах - есть ширк. Также в этих трех стихах - опровержение того, кто твердо придерживался только одного из этих трех. Например, того, кто поклоняется с только любовью, или только с надеждой, или только со страхом. И кто бы ни обратил одно из них к иному, помимо Аллаха, тот совершил ширк. И среди выгод, которые они (стихи) содержат - то, что они опровергают все группы, кто привержены только к одному из этих (трех качеств). Например, как тот, кто поклонялся Аллаху, Возвеличиваемому, из одной только любви. Подобно этому, тот, кто поклонялся Аллаху, Возвеличиваемому, из одной только надежды. И точно также - тот, кто поклонялся Аллаху, Возвеличиваемому, из одного только страха, подобно хауаридж (хариджиты).

(4) Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи
Этот (аят) содержит таухид улюхийа и таухид рубубийа.

(5) Веди нас прямым путем.
Этот (аят) содержит опровержение новаторов.

(6) Путем тех, которых Ты облагодетельствовал,
(7) Не тех, что попали под гнев Твой (как иудеи), и не (путем) заблудших (как христиане).

И что касается последних двух стихов, то они содержат следующие выгоды: упоминание о состояниях (положениях) людей;

Аллах разделил их на три группы, те: 1) кто облагодетельствован; 2) на ком - гнев; 3) заблудшие.

Под гневом - те, кто имеет знание, но не действует (в соответствии с ним)

Заблудившие - те, кто поклоняется, но без знания.

Несмотря на то, что эти аяты были ниспосланы в отношении иудеев и христиан, они применимы к каждому, к кому подходит описание, приведенное выше.

И что касается третьей группы, то это - те, кто описывается (как обладающий) и знанием, и действием, и они - те, кто одобрены.

И (эта сура) также содержит следующие выгоды:
1. Отрицание власти и мощи от себя самого, так как человек - тот, кто облагодетельствован (следовательно, он - не обладатель власти и мощи)

2. Совершенное знание Аллаха

3. Отрицание недостаточности в Нем, Благословенном

4. Знание рабом своего Господа и себя самого, так как, если есть Ар-Рабб (Господь), то есть марбуб (раб). И когда есть Тот, Кто являет милость (рахим), тогда есть тот, кому являют милость (мархум). И когда есть владыка (Малик), тогда есть тот, кто находится во владении (мамлюк). И когда имеется слуга (абд), тогда есть Тот, Кому служат (ма'буд). И когда есть руководство (хад), тогда есть тот, кто руководствуется (махди). И когда есть тот, кто благодетельствует, одаряет благами (мун'им), тогда есть тот, кто облагодетельствован. И когда есть тот, над кем гнев (магдуб), тогда есть тот, кто проявляет гнев.

Следовательно, эта сура содержит и улюхийа, и рубубийа, отрицание всех несовершенств у Аллаха, Всемогущего и Великого, и она также содержит знание поклонения (ибада) и его столпов. А Аллах знает лучше!".

Дополнительные примечания
1. Так как Аль-Фатиха читается в каждой молитве, и также является "сутью Корана" (Умм аль-Кур'ан), тогда то, что содержится в ней из благ, может использоваться для развития, поддержки и укрепления имана.
2. Сура содержит следующие вопросы (которые пронумерованы для удобства запоминания):

а) Упоминание о столпах поклонения - любовь, надежда и страх (действия сердца)

б) Упоминание о именах и качествах (Аллах, Ар-Рабб, Ар-Рахман, Ар-Рахим, Аль-Малик), которые являются основанием всех других имен и качеств (см. Аль-Мадаридж Ибн Аль-Кайима).

в) Упоминание об улюхийа и рубубийа

г) Упоминание того, что - для Аллаха и того, что для раба

д) Упоминание того, что опровергает новаторов в Исламе, и таким образом утверждает следование Сунне и пути праведных предшественников

е) Упоминание о столпах руководства - ильм и 'амаль (знание и дела) . Упоминание о различных состояниях людей по отношению к знанию и действиям.

3. Ибн Аль-Кайим сказал в своей книге "Ас-Салят уа хукм тарикиха":
"И когда он (Пророк) читал: "Хвала Аллаху, Господу миров", он делал небольшую паузу, ожидая ответ своего Господа: "Мой раб восхвалил Меня". Затем, когда он читал: "Милостивому и Милосердному", он ждал ответ: "Мой раб превознес Меня" и когда он читал: "Властителю Дня Суда", он ждал ответ: "Мой раб восславил Меня". Восторг его сердца, прохлада его глаз и радость его души - в том, что его Господь упоминает о нём: "Мой раб" - три раза. Клянусь Аллахом! Если бы копоть страстей и мрак души покрыли бы сердце, то они истекли бы оттуда от счастья и наслаждения, когда их Господь, Творец и Бог говорит: "Мой раб восхвалил Меня, Мой раб превознёс Меня, и Мой раб восславил Меня". Тогда в этом сердце образовалось бы место, свидетельствующее три имени, которые являются основой всех прекрасных имён, и это: Аллах, Ар-Рабб и Ар-Рахман… … Когда он говорит: "Властитель Дня Суда", он свидетельствует славу, которая не приличествует никому, кроме Царя, Истины, Явного. Он свидетельствует всемогущего и неодолимого Царя, Того, Которому покорно всё сотворённое, перед Которым склоняются лица, простирается ниц всё творение, и Которому покоряется любой обладатель могущества и почести. Он свидетельствует своим сердцем Владыку над Троном небес… … И затем он говорит: "Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи", (фразу), в которой лежит тайна творения и деяний этого мира и мира грядущего, которая содержит возвышеннейшую из целей и превосходнейшее из средств (приближения к Аллаху). Возвышеннейшая из целей - поклонение, служение (ибадат) Аллаху, а превосходнейшее из средств - Его помощь и поддержка. Нет божества, достойного поклонения в истине, кроме Него и нет помощника в поклонении Ему, кроме Него. Поэтому поклонение Ему - возвышеннейшая из целей, а Его помощь в этом - превосходнейшее из средств… … И эти слова содержат два вида таухида, и это: таухиду-р-рубубийа и таухиду-ль-улюхийа. Преданность Аллаху содержится в Его именах: Ар-Рабб и Аллах. Ему поклоняются из-за Его улюхийа (божественности) и у Него ищут помощи из-за Его рубубийа (господства, власти), и Он ведет к прямому пути по Своему милосердию (рахма). Поэтому первая часть суры упоминает Его имена: Аллах, Ар-Рабб и Ар-Рахман, чтобы наставить любого, кто ищет поклонения Ему, Его помощи и руководства. Он Один способен даровать всё это. Нет никого, кто может помочь другим в поклонении Аллаху, помимо Самого Аллаха, и никто не сможет повести (к прямому пути), кроме Него. Затем взывающий понимает из слов Аллаха: "Веди нас прямым путем" - свою чрезвычайную нужду в этом (руководстве). Он - никогда не нуждался в какой-либо иной вещи столько, сколько нуждается в этом руководстве. Он - нуждается в этом в каждый момент, в каждое мгновение ока… … Затем Аллах поясняет, что люди этого пути - те, кто отмечен Его покровительством, но не те, кто под Его гневом, а это - знающие Истину, но не следующие ей, и не те, кто в заблуждении, а это - поклоняющиеся Аллаху без знания. Обе из этих групп препираются друг с другом, разноглася относительно Его творения, Его повелений и Его имен и качеств без знания. Путь тех, над которыми Его покровительство и благословение, отличается от пути людей неправды в знании и деяниях. Когда он заканчивает эти восхваления, мольбы и таухид, ему повелено закончить это словом "амин", которое является печатью (завершением его мольбы) и которому вторит "амин" ангелов в небесах. Этот амин - из украшения молитвы, точно так же как поднимание рук - украшение молитвы, следование Сунне, почитание повеления Аллаха, поклонение руками и признак перехода от одного столпа (молитвы) к другому. 4. Когда раб желает обновить и подкрепить свой иман, то пусть он обратит внимание на смысл этой суры, и в молитве, и вне ее. И пусть он размышляет над ней, и днем, и ночью.

5. Сура содержит опровержение новшеств, новаторов и сект, и является подтверждением правильности Сунны и ее людей, которые руководствуются путем праведных предшественников, во все века, во всех местах и обстоятельствах.

6. Сура ссылается на состояние мусульманина по отношению к знанию и действию. Он может действовать, опираясь на иное, чем знание (ильм), и следовательно быть - далеко от Сунны, действуя на основе иного, чем она, высказываясь на основе иного, чем она, в большей или меньшей мере. Или он может быть жестокосердным, не действуя на основе того, что он знает, следуя пристрастиям и желаниям, в большей или меньшей степени. И все люди находятся между этими двумя состояниями, и, следовательно, имеют нечто из деяний, основанных на невежестве, и нечто из деяний, противоречащих знанию. И только те свободны от этого, кто благословен Аллахом знанием и делом. И это - люди Сунны.

7. С другой точки зрения, эта сура содержит таухид, иттиба' и тазкийа.

Мы просим Аллаха, Того, Кто принимает от муттакин (богобоязненных), чтобы Он одарил нас всех с изобилием любви, страха и надежды, и чтобы Он помог нам увеличить и сохранить дела, которыми достигается рай и спасение от огня, даровав нам успех в реализации величия этой суры. Амин!

Мир и благословение Аллаха - нашему пророку Мухаммаду, его семейству, его сподвижникам и всем тем, кто последовал его путем вплоть до установленного Часа.

Просмотров: 19422 | Добавил: Джанна | Дата:
Всего комментариев: 0
Бесплатный хостинг uCoz