Усилия учёных по сохранению сунны/Терминология хадисов - Мои статьи - Xадисы - Персональный сайт
Xадисы
Меню сайта

Категории статей
Мои статьи [15]

Форма входа

Поиск по статьям


» Каталог статей » Мои статьи
Усилия учёных по сохранению сунны/Терминология хадисов

Усилия учёных по сохранению сунны/Терминология хадисов
Усилия учёных по сохранению сунны.
Для защиты сунны от всяческих измышлений и ошибок мусульманские учёные пользовались общепринятыми методами для проверки достоверности доходивших до них сообщений. Так, например, они выясняли у своих информаторов, слышали ли они своими ушами то, что передавали им, или же выясняли, от кого они услышали это, после чего начинали собирать сведения о передатчике этого хадиса, и если выяснялось, что он достоин доверия, то сообщение принималось, в противном же случае оно отвергалось. При этом, поскольку речь шла о сунне пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, являющейся второй после Корана основой шариата, их исследования проводились с особой тщательностью.

С целью защиты сунны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, от всевозможных примесей и ошибок мухаддисы пользовались несколькими методами, среди которых можно выделить следующие:

1 — Иснад.
Иснадом называется цепь передатчиков того или иного хадиса, заканчивающаяся именем того, кто первым передал его текст (матн). За исключением сподвижников, которые слышали слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, непосредственно от него самого, хадисы принимались лишь от таких людей, которые упоминали имена тех, от кого они слышали сообщения о нем. В связи с этим, чем больше времени проходило после смерти пророка, да пребудут над ним благословения и мир, тем длиннее становились иснады, а составители сборников и передатчики хадисов стали говорить: "Передал мне такой-то, которому передал такой-то со слов такого-то... "-, в конце концов передавая слова пророка, .

И если даже представить себе, что кто-либо фабриковал хадис, снабжая его иснадом, то любой из бравших этот хадис от такого человека обязательно упоминал его в своем иснаде. В результате этот лжец автоматически превращался в одно из звеньев иснада, после чего становилось известно, что именно он и несет ответственность за фабрикацию. Таким образом, иснад является надёжным заслоном, с помощью которого Аллах защитил сунну, и относится к числу отличительных особенностей этой общины, и именно поэтому имам Абдуллах бин аль-Муба рак сказал:

- Иснад имеет отношение к религии, а если бы не иснад, то каждый говорил бы, что хотел.

2 - Наука отвода и подтверждения
(ильм джарх ва та'диль).

Это весьма важная область знания, благодаря которому достоверные хадисы можно отличать от ложных, а сильные - от слабых, в силу чего и требуется иснад. Это включает в себя целый ряд вещей, важнейшими из которых являются:

-Изучение всего комплекса сведений о передатчиках; разъяснение того, правдивостью или лживостью отличались их сообщения, не допускали ли они отклонений и не придерживались ли нововведений и были ли они добросовестными, а также разъяснение подобных этим вещей, что играло свою роль при решении вопроса о том, можно ли принимать их сообщения; собирание высказываний о передатчиках таких авторитетов в этой области, каковыми являлись Йахйа аль-Каттан, Ахмад бин Ханбаль, Йахйа бин Му'ин, аль-Бухари и Абу Хатим ар-Рази. Подтверждая сообщения передатчиков и называя их правдивыми или, наоборот, находя их сообщения слабыми и отводя их, эти авторитеты либо опирались на свои знания о передатчике, в основе которых лежали критические замечания его шейхов и других таких же передатчиков, являвшихся его современниками и знавших его, либо собирали различные переданные им хадисы и сравнивали их с теми их версиями, которые приводили передатчики, по общему мнению всех заслуживающие доверия, и если обнаруживалось много расхождений, это указывало на его слабость, а если сообщения совпадали друг с другом, это указывало на соблюдение необходимых требований и мастерство передатчика.

На эту тему ещё в первые века ислама было написано множество сочинений. К числу наиболее известных из них относит ся книга Ибн Сурура аль-Макдиси, где собраны сведения о тех людях, на основе сообщений которых были составлены шесть вышеупомянутых наиболее авторитетных сборников. Это сочинение носит название "Аль-кямаль фи асма ар-риджаль". Впоследствии оно было исправлено Абу-ль-Хаджжаджем аль-Маззи, написавшим "Тахзиб аль-кямаль", а ещё позже Ибн Хаджар кратко изложил содержание сочинения Ибн Сурура в своём известном труде "Тахзиб ат-тахзиб" и передал его основные положения в другой своей книге под названием " Такриб ат-тахзиб".

- Разработка положений по определению того, на основании чего сообщение передатчика отводится ввиду сомнений в его добросовестности или точности, а также установление тех знатоков передатчиков, которые принимали его слова, и определение времени, когда это было сделано, наряду с определением степени их строгости в том, что касается отвода, и степени их снисходительности в том, что касается подтверждения. Разработка положений относительно тех случаев, когда сообщению одного и того же передатчика можно было дать и отвод, и подтверждение. Разработка положений, касающихся разъяснения и понимания смысла каждого из выражений, употреблявшихся знатоками, и того места, которое то или иное выражение занимало на шкале степеней подтверждения и отвода. Примером могут служить следующие выражения: правдивый, благочестивый, неплохой, это дело спорное и т.д.

Терминология хадисов
(наука об основах хадисов).
Здесь имеются в виду определённые принципы, на основании которых судят о том, следует ли принимать или отвергать передатчика и то, что он передает.

В зависимости от того, каким образом хадисы доходили до нас, они делятся на два вида:

1 - Следующие один за другим — имеются ввиду широко известные хадисы (мутаватир).

Так называются хадисы, передаваемые целой группой передатчиков, которые, как правило, не могли вступить в сговор с целью фальсификации.

Повторяющимися они могут являться в том смысле, что в них использованы одни и те же выражения. Примером может служить тот хадис, в котором сообщается, что пророк, , сказал:
«Пусть тот, кто сознательно будет возводить на меня ложь, займет своё место в аду».

В таком виде эти слова передали более семидесяти сподвижников.

Повторяющимся хадис может быть и в том что касается его смысла, когда имеется много различных по форме и содержанию хадисов, которые, однако, имеют между собой и нечто общее. К числу таких хадисов относятся те, в которых сообщается о водоёме и заступничестве.

2 - Отдельные (ахад).

Так называются все те хадисы, которые нельзя отнести к числу повторяющихся, иначе говоря, те, что передаются меньшим количеством людей.

Если хадис передаётся со слов троих и более передатчиков, он называется известным (машхур).

Если хадис передаётся со слов двоих, он называется редким (азиз).

Если хадис передаётся со слов одного, он называется "неизвестным " (гариб).

Следует отметить, что ни одна из этих степеней не имеет прямого отношения к достоверности или слабости хадиса. Так, например, известный хадис может быть слабым, а неизвестный — достоверным или достовернейшим.

Хадисы классифицируются и с точки зрения того, к какому источнику возводится их текст, что также не связано напрямую с их достоверностью или слабостью.

Хадис кудси (священный хадис).

Так называются такие хадисы, текст (матн) которых, как указывал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, заключает в себе слова его Господа.

В пример можно привести хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, , сказал:
«Аллах Всемогущий и Великий сказал:" Я приготовил для Своих праведных рабов то, чего не видел глаз, о чём не слышало ухо и о чём не могло и помыслить сердце человека"».

Хадис марфу'.

Так называется любой хадис, в тексте которого приводятся слова пророка, (мир ему и благословение Аллаха), или сообщается о его поступках.

Хадис маукуф.

Так называется хадис, в тексте которого приводятся слова одного из сподвижников пророка , , или сообщается о его поступках.

Хадис макту' .

Так называется хадис, в тексте которого приводятся слова одного из последователей или сообщается о его поступках (макту` не следует путать с мункати`).

От этих причастий [1] образовывают глаголы и говорят:

"Такой-то считал, что этот хадис относится к категории марфу' (рафа`аху), другие же относили его к категории маукуф (вакафаху) ".

Или:

"Неверно считать, что данный хадис относится к категории марфу`, ибо он относится к категории маукуф ".

Что же касается достоверности хадисов в другом отношении, то они делятся на приемлемые и отвергаемые.

Приемлемые хадисы, в свою очередь, делятся на две группы:

1 - Достоверные (сахих).

Достоверным является хадис с непрерывным иснадом, каждый из передатчиков которого воспринимал этот халис от своего шейха, упомянутого в иснаде, причем ни одно имя не было пропущено. Польза этого условия состоит в том, что его соблюдение исключает возможность появления в иснаде имени такого передатчика, который нигде не упоминается и который может оказаться слабым или лживым.

Достоверный хадис должен удовлетворять пяти нижеследующим условиям:

а - Непрерывность иснада, что подразумевает собой восприятие данного хадиса каждым из его передатчиков непосредственно от его шейха, упомянутого в этом же иснаде, и отсутствие каких бы то ни было пропусков. Смысл этого условия состоит в том, чтобы исключить возможность наличия передатчика, не упомянутого в этом иснаде, так как он может оказаться слабым или лживым.

б - Добросовестность передатчика, под которой в данном случае подразумевается отсутствие любых поводов для обвинения его в нечестии или непорядочности. Смысл этого условия состоит в том, чтобы убедиться в такой степени приверженности передатчика к религии, которая исключает возможность сознательного возведения лжи на пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, или отсутствия у него благочестия или удостовериться в правильности его передачи.

в - Абсолютная точность . Здесь речь может идти как о точном запоминании наизусть, когда передатчик запоминает хадис, ничего не забывая, так и о сохранении его в письменной форме, когда передатчик записывает его, защищая запись от всяческих примесей и искажений. Смысл этого условия очевиден.

г - Отсутствие отклонений, ведь даже достойный доверия передатчик (то есть тот, кто отличается добросовестностью и точностью,) мог допустить ошибку в каком-либо хадисе, положившись на собственные предположения и вступив в противоречие с тем, кто был достоин доверия в большей степени. В подобных случаях становилось ясно, что в этом хадисе есть ошибка, а сами такие хадисы назывались "отклонившимися " (шазз). Смысл этого условия состоит в том, чтобы уберечься от возможных домыслов или ошибок достойных доверия передатчиков, хотя они и допускали их редко.

д - Отсутствие недостатков, умаляющих достоинство хадиса. Под недостатком такого рода подразумевается какая-либо скрытая причина, которую имамы, обладавшие глубоки ми познаниями, выявляли по данным своих наблюдений, указывавших на ошибку или домысел передатчика. Обычно подобные недостатки обнаруживались в иснадах.

Примечание:
В "Сахихах" аль-Бухари и Муслима приводятся только достоверные хадисы. Высшей степенью достоверности отличаются те хадисы, которые приводятся обоими шейхами.

2 - Хорошие (хасан) хадисы.

С учетом смысла вышеупомянутых условий, которым должны удовлетворять достоверные хадисы, мы рассматриваем их как условия, которые не могут дифференцироваться по степеням, иначе говоря, хадис либо удовлетворяет тому или иному условию, либо нет. Так, например, иснад является либо непрерывным, либо нет, хадис является либо отклонившимся, либо нет, передатчик является либо добросовестным, либо нет и т.д. Единственным исключением является условие, касающееся точности, ибо точность — понятие относительное и поддающееся дифференциации. Так, например, передатчик мог и не сохранить все в высшей степени точно, но в то же время его нельзя было считать небрежным и допускавшим много ошибок. Таким образом, он занимает некое промежуточное положение, а хадис, переданный им, называют хорошим. Определяют же хороший хадис следующим образом:

"Хадис с непрерывным иснадом, каждый из передатчиков которого отличался добросовестностью, допуская некоторые неточности, и передавал хадис со слов подобных себе".

3 - Отвергаемые (мардуд) хадисы.

Существуют разные категории таких хадисов. Так, например, есть категория слабых (да'иф) хадисов, которые отвергаются по той причине, что большинство мухаддисов считает, что передатчик допустил ошибку, или потому, что хадис является крайне слабым, так как не удовлетворяет большинству вышеупомянутых условий достоверности, или ввиду того, что его передатчик обвиняется в лживости, и т.д.

Наихудшими из отвергаемых хадисов являются хадисы подложные, иначе говоря, вымышленные и, следовательно, возводящие ложь на пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

В целом слабые хадисы определялись как хадисы, которые не соответствовали требованиям, предъявляемым к хадисам хорошим.

Можно указать на множество разных причин, в силу которых хадис считается слабым.

Так, например, хадисы, не удовлетворявшие требованию непрерывности иснада, могут быть разных видов:

1 - Мункати' - хадис, в иснаде которого не упоминается один или несколько передатчиков, имена которых не следуют друг за другом.

2 - Му' диль - хадис, в иснаде которого отсутствуют имена двоих передатчиков подряд.

3 - Му'алляк - хадис, в начале иснада которого есть пропуск (имеется в виду пропуск со стороны передатчика, например, аль-Бухари) независимо от того, сколько имен передатчиков пропущено.

4 - Мурсаль - хадис, в иснаде которого есть пропуск после имени последователя.

5 - Матрук - хадис, считающийся слабым по причине недобросовестности передатчика.

6 - Шазз или му' алляль - хадис, считающийся слабым ввиду отклонений или недостатков.

Имеется также много хадисов, считающихся слабыми ввиду неточностей, допущенных передатчиками.

Хадисы, считающиеся достоверными в силу существования других хадисов.

Достоверный хадис, определение которого было дано выше, является достоверным сам по себе и не нуждается ни в чём ином для подтверждения своей достоверности.

Что же касается хадисов, считающихся достоверными в силу существования других хадисов, то так называются хорошие хадисы, если наряду с ними, но другим путем, передавались подобные им или более сильные хадисы, поскольку обнаружение того, что усиливает хадис, указывает на то, что хотя передатчик и не вполне точен, он всё же хорошо запомнил этот хадис, а поэтому он может быть отнесён к более высокой категории, то есть к категории достоверных хадисов.

Хадисы, считающиеся хорошими в силу существования других хадисов.

Определение хадиса, который является хорошим сам по себе, было дано выше.

Что же касается хадиса, считающегося хорошим в силу существования других хадисов, то таковыми являются слабые хадисы, если к ним добавляется подобный им или более сильный хадис, при том условии, что он является не слишком слабым и что слабым его считают не по причине нечестия или лживости передатчика. Ясно, что такой хадис может быть возвышен до степени хорошего, так как в этом случае мы не будем считать, что этот слабый передатчик допустил слишком много ошибок, ибо мы увидим, что его версия подтверждается другим передатчиком.

Что касается расхождений во мнениях учёных относительно классификации хадисов, то они возникали из-за различного подхода к вопросу о том, удовлетворяет ли тот или иной хадис всем необходимым условиям. Так, например, один учёный мог посчитать, что данный передатчик действительно слышал этот хадис от того человека, имя которого он упоминает в иснаде, на основании чего этот учёный относил хадис к категории достоверных. Другой же учёный мог посчитать, что это не доказано, и на основании этого отнести данный хадис к категории слабых, заявив, что это — хадис мункати`. Бывали и такие случаи, когда одни считали того или иного передатчика достаточно надёжным, чтобы отнести переданный им хадис к категории хороших, другие же считали, что передатчик недостаточно надёжен и относили его хадис к категории слабых и т.д.

Вот что можно вкратце сообщить о хадисах, а помощи следует ожидать только от Аллаха.

.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
01 — Аль-Мунзири . "Ат-таргиб ва-т-тархиб".

02 — Ибн Хаджар аль-Аскалани . "Тахзиб ат-тахзиб".

03 — Ибн аль-Асир аль-Джазари . "Джами' аль-усуль".

04 — Ибн Раджаб. "Джами' аль-усуль ва-ль-хикам".

05 — Ас-Сан'ани. "Субуль ас-салям".

06 — Аз-Захаби. "Сийар а'лям ан-нубаля".

07 — Ан-Навави . "Шарх "Сахих" Муслим".

08 — Аль-Альбани . "Сахих аль-джами' ас-сагир".

09 — Ибн Хаджар аль-Аскалани. "Фатх аль-Бари".

10 — "Аль-му'джам аль-васит ли-ль-маджма' аль-люгави".

--------------------------------------------------------------------------------

1 - То есть от причастий страдательного залога, каковыми являются слова "марфу`", "маукуф" и "макту`".

Российский фонд "Ибрагим бин Абдульазиз аль Ибрагим"
Программы по изучению шариатских наук
ХАДИСЫ И ТЕРМИНЫ
Перевод на русский язык:
Владимир Абдалла НИРША

Категория: Мои статьи | Добавил: Xadis (2006-03-04)
Просмотров: 1668 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 2
2  
а может быт слабые хадисы достоверными или хооший хадис ?

1  
a что такое слабые хадисы ?

Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный хостинг uCoz